Народный артист России, дирижёр Павел Аронович Бубельников об Игоре Урьяше ИГОРЬ памяти друга Помещённая не так давно в группе фотография Игоря Урьяша пробудила во мне воспоминание о совсем недавнем... Вспоминая о нём ,до сих пор не могу привыкнуть... Казалось бы, всё было только,только… ,и вот теперь его жизнь в прошлом… Игорёк был наделён редким даром-быть щедрым и делиться своим умением и своей любовью к Музыке,буквально со всеми.Он играл везде,где его хотели слышать,а аудитория его была огромной.Его общение с инструментом было настолько тёплым,искренним,доверительным,как с самым близким другом,без которого существование не представлялось возможным.И на любых его концертах,в больших или малых залах,в самом узком кругу слушателей он со своим другом-роялем,как бы говорил:-слушайте,что мы с НИМ приготовили для ВАС! Слова Игоря,некогда им произнесённые:"Хочу играть везде,где есть рояль!"-отражают весь смысл жизни этого редкого МУЗЫКАНТА! Впервые словосочетание-Игорь Урьяш я услышал от моей близкой родственницы и любимой преподавательницы Игоря по камерному ансамблю- Ирены Родионовны Радиной. Всегда с предельным вниманием ,уважением и любовью относившаяся к своим студентам,она рассказывала об Игоре с какой-то особенной теплотой. История нашего знакомства необычна. Как-то,теперь уже в далёком 1995г. мы затеяли исполнение Первого концерта для ф-но с оркестром Д.Д. Шостаковича.В те годы оркестр театра "Зазеркалье" был исключительно камерным,и к его масштабам вполне подходил этот концерт,написанный для сопровождения струнного оркестра с солирующей трубой.Мы заранее договорились,что концерт будет исполнять продвинутый и даровитый юный пианист-ученик Средней Специальной музыкальной школы при Консерватории.Однако,в последний момент обнаружилось,что мальчик летом получил лауреатство на каком-то международном конкурсе и оказался занятым в международном турне как раз в дни подготовки нашего концерта.Школа предложила нам замену и,как моментально выяснилось-.не адекватную: через 10 минут репетиции стало понятно,что у нас с солистом проблема!Вечером этого же дня я оказался в компании разных известных петербургских музыкантов, где поделился своими заботами.И тут же несколько человек почти что в унисон порекомендовали мне обратиться к Игорю Урьяшу. Дескать, ежели он будет свободен,то непременно откликнется. Придя домой,я сразу же позвонил.Подошла мама и сказала,что Игорь только что вернулся из поездки и в данный момент спит. Пришлось разговор перенсти на утро. Утром сонный Игорь выслушав мой взволнованный призыв-выручить,согласился без малейших сомнений. Я назначил репетицию на утро следующего дня….Утро следующего дня началось с того,что мне позвонил трубач,который работал у меня по совместительству, и сообщил,что его срочно задействовали на основной работе.Короче говоря, репетировать он может только вечером…Дрожащей рукой набираю Игоря и говорю,что по причине занятости трубача,репетиция должна перенестись на вечер…Сказал и аж зажмурился,боясь услышать отказ…Но в ответ, после мизерной паузы, я услышал о полной готовности работать вечером. Наконец,репетиция началась. Весьма не лишне отметить те условия,в которых нам доводилось работать тогда.Был поздний сентябрь, и помещение малого зала театра "Зазеркалье" еще не отапливалось.Было определенно холодно.Концертный рояль "Эстония" по разным причинам был в не лучшем виде.Оркестранты утеплились,кто как мог. Игорь вошел в зал,сел за рояль,снял пиджак,оставшись в белой легкой рубашке и попробовал фортепиано.Репетиция началась. Вспоминаю,что мы прошли концерт от начала до конца без единой остановки.Было все удобно,комфортно так,будто мы заранее договорились о всевозможных тонкостях взаимоотношений солиста и оркестра.Я был поражен редким сходством в ощущениях произведения,что называется "без лишних слов"мы поняли наши намерения.Я извинился за качество рояля,на что Игорь спокойно ответил,что наша "Эстония" совсем не так уж плоха,и ему приходилось играть на инструментах гораздо более проблемных.Я спросил,не боится ли он простудиться,будучи столь по летнему одетым в нашем "холодильнике'?Он с юмором сказал,что низкие температуры зала стимулируют высокие внутренние. На следующий день мы исполнили Первый концерт Д.Д.Шостаковича в теплой атмосфере слушателей. Игорь играл тонко,задорно,лирично,озорно и залихватски в финале.Я и оркестранты были счастливы аккомпанировать Игорю,который сумел так изящно и в то же время просто расположить к себе коллег-музыкантов. Был успех! Вечером,после концерта я пригласил Игоря к себе домой отметить выступление.И вот тогда там,за рюмкой "чая" Игорь поведал мне "тайну",которая до сих пор вызывает во мне огромное чувство восхищения:он сказал,что, когда я предложил ему концерт,то он спросонья решил что я предложил ему Второй концерт Шостаковича(!!!)И он согласился на Второй!..И только тогда,когда речь зашла о невозможностях трубача,он понял,что играть нужно совсем другой концерт(!!!) Это какая же должна быть оснащенность,какой багаж и какая мобильность и концентрация ,чтобы вот так диаметрально суметь изменить установленный курс!И ,при этом,какое самообладание и какая скромность! Я убежден,что этой феноменальной ситуации Игорь даже не придал особого значения. Эту историю я рассказываю не впервые.Она самобытна и очень красноречива.Теперь,когда Игоря среди нас уже нет,она вспоминается особо ностальгически. Мы не много и не часто встречались в дальнейшем.Иногда нас собирала наша общая хорошая знакомая-Евгения Александровна Пономарева-прекрасный музыкант,пианистка и очень теплый дружественный человек.Она собирала у себя дома очень узкий круг людей,хорошо знающих друг друга.Этот круг посещали известные музыканты,среди которых была когда-то Евгения Целовальник Эдуард Хиль. Долгое время,до последнего дня этот круг посещал и Игорь Урьяш,который завораживал гостей своим особым исполнением разностильной романсовой и музыки.Он пел и сам себе аккомпанировал.Этот дар Игоря вызывал восторг окружающих. Его самобытная филигранная техника тонко сочеталась с вокальной выразительностью.Это был фантастический дуэт, исполненный соло,и можно было насладиться разнообразием по этических жанров Вертинского,Шульженко,Баяновой,Высоцкого.Какое количество богатейшего вокально-литературного богатства хранила эта Душа!И не то,чтобы хранила,напротив-щедро делилась,восхищала,повергала в восторг и умиление.Он мог играть и петь non stop много часов подряд,даже,если этому предшествовал серьезный концерт! За месяц до его ухода мы с Игорем исполнили Первый концерт Рахманинова и Второй концерт Шопена с оркестром театра"Зазеркалье"Эта была вторая встреча оркестра с давно полюбившимся пианистом.К счастью этот концерт удалось записать.Никто не мог и помыслить,что эта встреча будет последней... Недели за две до трагического известия мы опять встретились у Евгении Александровны.Как и всегда Игорь щедро радовал нас своими романсами.В одном из них прозвучали давно знакомые слова:"ничто на земле не проходит бесследно..."Сейчас эти слова приобретают особый смысл(!),когда за ними слышится теплый и родной голос Игоря.